лексический барьер

лексический барьер
   К недостаткам общего характера, портящим все говорение, особенно заметно монологическое, прежде всего относится лексический барьер. Лексический барьер – это бедность словарного запаса субъекта и, следовательно, использование малого числа слов в его речи. Многие носители родного языка, в том числе многие носители очень развитого современного русского языка, имеют активный словарь (личный свой вокабуляр) в размере 400 слов, а средний его размер (для типичного, обычного носителя родного языка) признают, устанавливают подсчетами в размере 1000–1200 слов. Это то количество слов, которым такой человек реально пользуется при говорении. При аудировании, чтении он пользуется еще и пассивным словарем, который у него составляет 5–6 тысяч слов. И та и другая средние цифры представляются очень маленькими, если их относить к серьезному высокообразованному современному человеку, который, конечно, должен владеть свободным говорением на очень многие темы. Ведь слов в развитом современном языке (в частности, в русском) – несколько сот тысяч, возможно, более миллиона, в том числе, бесспорно, несколько десятков тысяч общенародных, а не узкоспециальных. Высокообразованному человеку необходимо знать все общенародные слова, хотя бы пассивно, но в определенных условиях пользоваться ими в своей собственной устной и письменной речи. Также он должен знать и основные термины многих наук и производств (а это еще несколько тысяч слов) и тоже употреблять их в соответствующих разговорах и выступлениях. Естественно, что невеликий словесный багаж, отсутствие практики свободного многоразового, постоянного включения по необходимости десятков тысяч слов в свою речь ведет к затруднениям в выражении мысли, к пресности, банальности речи, к скрадыванию содержательных деталей, к неумению развернуть освещение темы. Изживание этого недостатка происходит за счет обогащения, причем резкого обогащения состава своего индивидуального вокабуляра – посредством вдумчивого чтения многих книг, газет; посредством бесед по содержанию прочитанного, активного использования в дальнейшем массы усвоенных слов.
   Систематическое чтение обязательно «выходит» на говорение – дает ему пищу (темы, материал), средства (новые слова и выражения). Накапливается запас слов и словосочетаний, откладываются в памяти и осознаются все новые стилистические средства и возможности, наращивается предметная компетенция – все больше появляется в голове того, о чем можно сказать, распределяясь в долговременной памяти по отдельным темам. Сначала это может быть при переходе от отложившегося материала чтения к преимущественно репродуктивной речи субъекта на разные темы, особенно если содержание читаемого имело существенное интеллектуальное, духовно-нравственное влияние, но затем, вследствие его дальнейшего анализа во внутренней речи, наступает этап ассимиляции этого содержания и характерных языковых и речевых средств его выражения, что поведет к продукции речи на эти темы.
   Для развития всех качеств говорения важна и чужая устная речь, ее аудирование – наличие собеседников, особенно таких, которые сами умеют хорошо говорить и у которых этому можно поучиться, задающих в диалоге высокий уровень речи. Также полезно регулярно слушать высококачественную монологическую речь – великолепных ораторов, лекторов. Но не меньшее значение для развития навыков говорения, для усвоения набираемого, наращиваемого из внешних речевых источников словаря, стилистики, стилистических средств имеет внутренняя речь – постоянная привычка размышлять про себя беззвучной неартикулируемой вербальной речью (внутренняя речь в варианте внутреннего проговаривания) – как репетиция будущих внешних речей, монологических и диалогических.

Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология . 2015.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "лексический барьер" в других словарях:

  • Лексический барьер — К недостаткам общего характера, портящим все говорение, особенно заметно монологическое, прежде всего относится лексический барьер. Лексический барьер – это бедность словарного запаса субъекта и, следовательно, использование малого числа слов в… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Активный словарь — – запас слов индивида, который он сам регулярно употребляет в своей речи. См. лексический барьер. Ср. пассивный словарь. Пассивный словарь следует превращать в активный …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Пассивный словарь — – запас слов индивида, который он сам не употребляет в своей речи, но понимает их при восприятии чужой речи. Пассивный словарь больше активного словаря (см.). Пассивный словарь следует превращать в активный. См. лексический барьер …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • активный словарь —    запас слов индивида, который он сам регулярно употребляет в своей речи.    См. лексический барьер.    Ср. пассивный словарь.    ♣ Пассивный словарь следует превращать в активный …   Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

  • олигология —    малый запас слов, бедный индивидуальный словарь индивида.    См. лексический барьер …   Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

  • пассивный словарь —    запас слов индивида, который он сам не употребляет в своей речи, но понимает их при восприятии чужой речи. Пассивный словарь больше активного словаря (см.). Пассивный словарь следует превращать в активный.    См. лексический барьер …   Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

  • Лексика русского языка — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения …   Википедия

  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — абстракция, автоматизация, автоматизм, аграмматизм, адаптация, адаптация сенсорная, адаптация социальная, адаптивность, адекватность восприятия, адекватность ощущений, аккультурация, акмеология, акселерация, акт деятельности, активизация,… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»